О благородстве

В общественном дискурсе нашем, дискурсе последних людей, которых вот-вот уже готово сменить поколение более совершенных, чистых и здравомыслящих существ, роботов, нередко можно встретить апелляцию к такому качеству, как благородство, разнообразные спекуляции вокруг сего понятия, исходящие, как правило, из оплаченных источников. С одной стороны, это, конечно, удобный и дешёвый риторический приём, позволяющий эмоционально атаковать собеседника, предлагая ему — в качестве платы за действие вопреки своим интересам — шоколадку самомнения. В контексте общественного дискурса, когда адресатом этой атаки является каждый человек, но обезличенно, статистически, он, по сути, не имеет даже возможности возразить. Иногда, заходя уже на третий круг метафоризации, это качество начинают вменять целым народам, государствам и прочим коллективным телам, которые даже субъектностью обладают лишь в очень относительном смысле. Говорят, например, что государство не должно завершать войну, которую ведёт себе в ущерб, потому-де, что это неправильно, несправедливо, недостойно, а нужно наоборот, встать и «сражаться» «за свободу» «до конца». «Не по-пацански» — вот ещё синоним к «неблагородству», который, если вдуматься, может появиться в таковом качестве только в больном и выморочном сознании. Очевидно, что манипуляция примитивная, но и направлена она на последних людей, не стоит забывать этого.

Тем не менее, у этого понятия есть своё содержание, которое никуда не исчезает даже от настолько наглого пропагандистского употребления и которое тоже имеет что возразить против этого ничтоженья смысла. Я вижу, как минимум, три позиции, которые стоит обозначить в порядке исправления имён.

Во-первых, к благородству никого нельзя принудить или призвать, это абсурд. Это качество, заложенное в природе существа, оно или есть, или нет. И если нет, в этом тоже нет никакой катастрофы. А вот в том, что от онтологического понимания мы перешли к нравственно-дидактическому, катастрофу усмотреть можно вполне отчётливо. Ведь главным частным следствием представления о благородстве была уверенность, что кем бы ни был и ни оказался человек, в каких ужасных обстоятельствах, на каком дне, в каком расчеловеченном образе, — но он знал всегда, что в нём самом, в его крови, душе, в самом существе его заключено настоящее Золото, которое не растворится и не испортится в любых обстоятельствах своего пребывания. И это понимание, само по себе, воспитывало душу лучше, чем любая этическая доктрина. В то же время, когда под этим словом начали понимать лишь высшую ачивку нравственности, вместо спокойного достоинства получили только экспоненциальный невроз всехорошести, от которого никто не застрахован. Ибо рано или поздно с этой фальшивой лестницы упадёт любой.

Во-вторых, между благородством и жертвенностью — пропасть. Нельзя сказать, чтобы жертвенность была чем-то плохим, вовсе нет. И в традиционном понимании это качество тоже ценится высоко, но принадлежит оно всё-таки иерархически подчинённому типу человеческих существ. Иными словами, жертвенность — это безусловно добродетель, но добродетель рабов. Конечно, и благородный человек может оказаться жертвенным в той или иной ситуации. Бытие подвижно, в конце концов, в христианском нарративе даже Бог стал рабом, дабы принести себя в жертву. (Гностические возражения против этого догмата пока что оставим в стороне.) Но подменять одно понятие другим, подразумевать, будто бы благородство проявляется в жертвенности, значит, погрешить против истины.

Наконец, третье и самое очевидное. Благородный человек, оказавшись в неблагоприятной ситуации, платит за своё благородство своим же ресурсом. Не потому, что он должен. Не потому, что его совесть к этому побуждает. Просто у него нет иного выбора. Он сам принадлежит своему Золоту, он не имеет возможности его оставить. Поэтому он платит за своё благородство своей — жизнью, свободой, достатком и безопасностью. А постмодернистская свинья — чужими. That's the deal. Вот такая экспликация вопроса, который очень далёк от вульгарной психологически-пролетарской практики его пропагандистской эксплуатации.

[11.04.2025]