Движет историей
В классические времена считалось, что историей движут сильные личности — короли, герои, злодеи, пророки. Тогда история казалась драматической сценой, на которой соперничают персональные вирту героев. Фигура монарха, аристократа, военного вождя считалась фундаментальной для этого уклада.
После ВФР и Наполеона, в XIX веке стали считать, что историю делают массы: народы, абстрактные множества, классы и т.д. Тогда история мыслилась как противостояние гравитационных социальных объектов, по отношению к которым частный человек может быть только носителем той или иной идентичности. В этом укладе фундаментальной была фигура т.н. «простого человека», рядового обывателя, в своём персональном гештальте проявляющего качества собственного социального или национального эгрегора.
К концу XX века постепенно набрала популярность идея того, что историей движут внечеловеческие факторы. Климат, солнечные вспышки, эпидемии, разнообразные геологические или астрономические условия. Здесь история становится ареной безличных природных сил, каждая из которых обладает безусловной возможностью уничтожить человечество или, как минимум, его часть, но при этом имперсональна. Человечество же делится фундаментально на элиту, которая знает о существовании этих сил и может теоретически использовать их в своих целях, и общую массу — жертв обстоятельств, катастроф и конспирологических козней. Мир этого толкования в самом разгаре и будет длиться ещё достаточно долго, пока не выработает своё интеллектуальное топливо.
Возможно, если мы вправе говорить о каком-то будущем из той точки, в которой находимся, это изложение когда-нибудь сменится таким, в котором история будет считаться побочным эффектом от борьбы тёмных нечеловеческих сущностей: можно назвать их богами, демонами, монстрами, обитателями космических пустот и т.д. В отличие от природных сил, они будут обладать волей, но при этом их воля будет направлена не на человека, а друг против друга или против чего-то, что невозможно назвать словами. Человеческое же бытие для них будет незаметной маргиналией, вовсе не берущейся в учёт. Тогда, вероятно, фундаментальной станет фигура жреца, т.е., человека, преимущество которого над остальными основано исключительно на том, что его существование заметно для этих потусторонних сил.
[05.10.2025]