[o p]

Стоящая посреди

Стоящая посреди улицы лестница может озадачить кого угодно.

Первым делом на ум приходит сверхъестественное толкование этого явления. Ты ходишь кругами в шаге от лестницы, подозревая, будто стоит она, удерживаясь неведомой силой, которую прежде ты или не встречал, или не мог опознать в череде жизни. Ты испытываешь некоторое благоговение, если умеешь, а если нет — то страх от присутствия неуправляемой и совершенно не измеренной силы, которая бог знает на что способна. Хорошо, если вас двое: вы можете составить некое братство видевших и уцелевших, и это будет превосходным решением. Но и одиночка не уйдёт без положенной ему награды.

Затем приходит черёд толкованию рассудочному. Ты справедливо полагаешь, что лестница стоит оттого, что не может упасть, и стыдно должно быть тому, кто сочтёт это мнение тавтологичным. Ибо вся тьма вещей мира падает, а не стоит от самого начала мира, а если и прекращает на время своё падение, то лишь потому, что столкнётся с преградой или упрётся в стену закона. Стало быть, стоящая лестница говорит лишь о том, что есть преграда, не дающая ей упасть, и долгие годы пройдут в попытках отыскать её, принеся плод неожиданный, но небесполезный.

Теологическое толкование появится чуть позже, и, согласно ему, лестница будет стоять потому, что так повелел ей бог, вопрос же о том, что сподвигло его на такое решение, будет признан несущественным. Решая одну проблему, тем не менее, это толкование породит множество новых. Так, необходимо будет найти хороший ответ на вопрос, почему именно эта лестница стоит, тогда как другие падают, почему лестница стоит, а не преподаёт геометрию, не случится ли конца света в момент, когда она упадёт, и на множество прочих. Толкование воли есть занятие бесконечное и вдохновляющее, особенно когда воля абсолютна, немотивированна и заведомо никому не известна.

Устав от поисков того, что люди недалёкие именуют смыслом, ты вздохнёшь, смирившись с самим существованием стоящей лестницы, и в сердцах воскликнешь: Так кому же, чёрт возьми, вот это выгодно? Так появится толкование прагматичное, в частном своём случае — конспирологическое. Ведь если лестница стоит, значит, кто-то её поставил. Какие цели он преследовал при этом? Что мы, человечество, потеряли или обрели вследствие действий этого субъекта? Не входит ли это явление в целый ряд других, возможно, даже более угрожающих или, напротив, обещающих большее благо? Решение этих вопросов чрезвычайно увлекательно и навсегда уведёт человека прочь от одиноко стоящей на улице лестницы, чему я, впрочем, только рад.

Если же и эта возможность не увлечёт тебя, то, конечно, ходя вокруг лестницы, рано или поздно ты обратишь внимание на то, что на торце её, на уровне глаз, ярким красным маркером написано: «Не толкать».

И я бы, честно говоря, не толкал.