Геология
Геология мало востребована в сфере наук о людях и их сообществах. История смотрит на людей и культуры так, будто они не на земле живут, а разведены в чашечке Петри. Временами какие-то робкие попытки в этом направлении делают, правда, дальше ритуальных, большей частью, ссылок на климат обычно не заходят. Дикое невежество, варварство, воинствующий агностицизм, как по мне.
Есть ещё, правда, в упомянутом спектре наук такое межеумочное явление, как геополитика. Но оперирует она исключительно спекулятивными мифами, метафорами, зачастую созданными лишь под чью-то частную потребность. Ну вот что такое этот пресловутый «хартланд», каково его научное описание? Что там — выход докембрийских кристаллических пород? аккреции гарцбургита? зона архейского рифтинга? Дайте химию, дайте карту процессов, дайте кристаллографию — потом и поговорим. Не дадут; потому лишь, что не наука, а чья-то неуёмная фантазия. Положение её относительно той, возможной науки — примерно как положение астрологии относительно астрономии. Астрология — хорошая вещь, но кто же будет изучать космос по констелляциям Глобы? Вот и здесь так.
При этом, наука о земле имеет для человеческих сообществ гораздо большее значение в качестве детерминанты, нежели знание о крови. Мы тут уже говорили как-то: сначала почва, а кровь — дело тридевятое. Человек есть производное от земли, и культура есть энтелехия земли. Кровь — субстанция огненная, летучая, она имеет существенное значение в масштабе одного человека, но для больших сообществ она слишком подвижна, чтобы детерминировать их историю и их кармический путь. Язык несколько более устойчив за счёт двойстенности знака-значения, но 500 лет — взмах крыла бабочки — и его не узнать. На что тут опереться в фундаментальном анализе?
«Земля родит», а что важно для нас — родит и всё то, что мы считаем своим. Если бы я был инопланетянином, я бы видел людей, как рябь на поверхности гораздо больших объёмов — этих толщ смысла, обходимых гуманитарной дисциплиной десятыми переулками. Зачем, извините, мне вступать в «контакт» с мельтешащей малейшей частью, когда есть Целое и оно живо? Случайно, может быть, играючи, невзначай, но не более того.
Нам нужна наука, которая определяла бы историю, культуры и всё различие человечества посредством богатейшей геологической фактологии, рассматривала бы их как естественное, пусть и своеобразное продолжение тех процессов, которые зародились в глубине и вышли на поверхность планеты. Каково значение магматических интрузий в жизни народов? Чем отличаются культуры плит от культур складчатости? Насколько важен для государства контроль над геосинклиналями? Как конкретно связаны исчезновение моря Тетис и формирование западной цивилизации? И многое другое, возможности геологического детерминизма в гуманитарном знании пока что необозримы.