[o p]

Поток

25.12.2021

Предновогоднерождественское

Как известно, в декабре 2012 года произошёл конец света. За 9 лет, истекших с тех пор, разве только коматозники не поняли, что случилось, да и в том мы, честно говоря, не уверены. Однако все, несмотря на однозначное понимание своего положения, продолжают делать вид, что ничего не случилось, что жизнь идёт по-старому, как и тысячу лет назад, что есть ценности, которые следует оберегать, что есть страхи, которых нужно бояться, что нужно всё это перетерпеть, и однажды, через сто лет или ещё когда-нибудь, жизнь снова наладится, станет прежней, станет собой.

В эту, для многих праздничную ночь хочется обратиться к человечеству с одним только предложением:

Друзья, хватит обманывать себя.

Хватит. В глубине души своей вы прекрасно понимаете, что ничего никогда уже не встанет на место, что жизнь порушилась в основаниях своих за тот предел, где возможна была ещё реставрация. Более того, скажу вам, что если кто-то втайне надеялся, что его личные усилия позволят ему спастись с тонущего корабля, то эти надежды беспочвенны. Окно закрылось раз и навсегда.

Подумайте об этом. Больше нет правил, соблюдая которые, можно было бы исправить ситуацию хотя бы в чём-то. Больше нет запретов, нарушив которые, можно было бы ухудшить своё и мира положение. Усилие, благородное, всеобщее или эгоистическое, может, конечно, быть предметом частного уважения, но заранее обречено остаться бесплодным.

Вот здесь, когда всё (действительно всё) уже кончено самым конечным образом, я хочу, чтобы вы поняли, что именно здесь открывается возможность для некой парадоксальной свободы — свободы, которая ни к чему не ведёт, свободы, которая не освобождает, свободы, имманентной погружению во тьму внешнюю. У вас ведь, строго говоря, всегда есть выбор между свободой и несвободой. Так почему бы не выбрать свободу? Ведь вы уже ничем не рискуете. Вам не надо загадывать, чем для вас или мира обернётся эта свобода, ибо всё уже кончено, и для вас, и для мира. Двум смертям не бывать, а одна уже случилась. Пусть это будет свобода посмертия, ничем не вознаграждаемая и не нуждающаяся в награде. Истинно говорю вам: если вы всё ещё продолжаете лгать себе и думать, будто кончено ещё не всё, то вы гарантированно выберете несвободу. Но если вы согласитесь с тем, что пребывание во тьме внешней после конца света не имеет онтологического выхода, то вы обречены принять эту свободу, рано или поздно.

Для нас, гностиков (по традиции, наклонностям или по духу своему), конец света не наступил сейчас или две тысячи лет назад. Он открылся внутри самого бытия, он стал тождественен самому существованию. Поэтому, должно быть, мы никогда не соперничали с теми, кто знает, как надо, а равно и с теми, кто не знает, но само своё незнание считает великой ценностью. Мы просто знаем, что однажды всё это (не)знание сотрётся в пыль, и считаем всё пылью заранее. Но пыль свободна своей посмертной свободой, а те, кто отказывается верить в неё, — нет.

Друзья, давайте посмотрим, что значит великий праздник Рождества, Нового года, обновления, после того как конец света произошёл и ждать уже, в сущности, нечего. Не должен ли он, вместо упования на будущее, которого нет, сообщать нам нечто о нас самих, о скорбной тщете нашего ожидания, нашей веры в вечное возвращение вечно ускользающего, как песок сквозь пальцы, бытия? Может быть, нам следует совершить окончательный поворот? Может быть, нам нужно так обновиться во тьму, чтобы оставить далеко позади себя ложную красоту коловращения так называемой жизни? Ведь свобода неповторима, она — это пребывание всех возможностей в едином длящемся моменте, даже если все эти возможности суть пыль, ничто.

Давайте же выпьем за то, чтобы в нашем всеобщем посмертии как можно больше людей открывали внутри себя неисчислимые ключи своей свободы, последней свободы. Увы — в русском языке нет слова, которое означало бы "после последнего", но вы, я уверен, вы понимаете, что мы имеем в виду.