[o p]

Поток

16.10.2022

В природе существует электромагнитное поле. Мы научились его «видеть», нашли то, чем его можно посчитать и определить, каким-то образом поняли его фундаментальную природу. Мы, в сущности, понятия не имеем, что такое поле, но этого и не надо, когда мы можем описать его характеристики и опытно взаимодействовать с ними. Так видит и так работает наш разум, и этого ему достаточно, чтобы быть эффективным. Но всякий ли разум будет разделять этот наш квалитативный опыт калибровки мира, которому мы по умолчанию придаём универсальный характер? Вовсе нет. Я без большого труда могу вообразить себе бесконечную череду разумов, которые будут спрягать реальность настолько по-своему каждый, что эти картины мира будут калейдоскопически сменять друг друга без повторений, без резонансов между собой.

Мы легко представляем себе, например, зрение собаки, которое беднее и хуже нашего, и на ютубе можно найти видео, в которых с помощью эффектов и цветокоррекции пытаются его имитировать для человека. Зрение раков-богомолов с его исключительной фоточувствительностью мы уже не сможем представить наглядно и сымитировать, но всё ещё способны понять и описать. Но разве наличие этой заметной разницы в восприятии мира у существ не только одинаковым образом устроенных, но и родственных между собой, не должно нас по аналогии насторожить относительно перспектив встречи с действительно иным разумом, не должно пошатнуть наши универсалистские предубеждения?

Человек смотрит в космос и ищет там следы разумной жизни. Но представьте себе, что навстречу ему оттуда смотрит нечто, для которого сам способ рациональной сборки бытия человеком невнятен и чужд, который и самого-то «человека», может быть, и не увидит, глядя в упор на него. А увидит, — например, единое поле в масштабах всей биосферы планеты, внутри которого каждый земной организм, включая человека, будет представляться только исчислимым и наблюдаемым временным возмущением определённых параметров поля. Бог его знает каких. Например, страх, стремление к покою и голод. Или — саттва, раджас и тамас. Или ещё какие-либо понятия, нам неведомые. Представьте, что этот разум наблюдает нас, полностью игнорируя индивидуацию здешней жизни, и ему этого вполне достаточно, для того чтобы иметь полноценное о нас представление. Более того — для того чтобы взаимодействовать с этими «параметрами поля», изменять их произвольно, ставить себе на службу. Вы всё ещё ждёте «контакта»?

О, конечно, это только пример того, как мог бы работать иной разум, а их может быть тьма. Но зачем же с такой настойчивостью искать себе двойников во вселенной? Зачем смотреть в космос, как в зеркало, зная, догадываясь, что если там, во тьме, что-то и появится, то уж никак не отражение ваших испуганных глаз?